8-А Родная (русская) литература

 

 

2 июня 2022 года

 

 

О наших ровесниках. Пора взросления: Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось» (главы)

1.      Запишите дату и тему урока.

2.      Изучите материал.

 

 

v С. 189 учебного пособия.

Галина Николаевна Щербакова (1932 — 2010) — русская писательница, сценарист. Родилась в городе Дзержинске Донецкой области (Украина), окончила Челябинский педагогический институт, работала учителем русского языка и ли­тературы, затем журналистом в местной газете. Но она хотела стать писателем и, стремясь к этой цели, писала произведе­ния на философские темы.

Однажды Щербакова решила написать книгу о любви и о взрослении. Первоначальное название повести «Роман и Юль­ка» намекало на самую знаменитую любовную историю — тра­гедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта». И хотя позже писа­тельница поменяла название на «Вам и не снилось», читатели всё же почувствовали эту связь: во многих отзывах о героях по­вести говорили как о «советских Ромео и Джульетте».

Когда и 1979 году повесть напечатали в журнале «Юность», она вызвала полемику у читателей: одни хвалили автора за смелость, искренность, талант в изображении внутреннего мира подростков, другие критиковали за поэтизацию «школьной» любви.

 

Портрет:

 https://s.mediasole.ru/images/577/577310/original.jpg

 

 

1)        Первичная проверка понимания.

Ø  Чтение повести «Вам и не снилось» (с. 191-206).

 

2)      Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 207

Ø  Найдите в повести высказывания героев о любви. Почему они разные?

Ø  В чём вы видите главный конфликт повести? Можно ли считать его неразрешимым. Аргументируйте свой ответ.

Ø  Почему родители Романа и Юльки не поддержали детей в их любви. Подберите цитаты из текста для доказательства своей точки зрения.

Ø  Прочитайте выразительно диалоги Романа и Юльки, Юльки и Та­тьяны Николаевны. Являются ли чувства Романа и Юльки серьёзными и искренними? Докажите свою точку зрения.

Ø  Выберите двух героев повести и от их имени подготовьте слова в защиту любви Романа и Юльки и в осуждение этой любви. В чём прав и неправ каждый из выбранных вами героев?

 

1.       Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ø  Обсудите, что значит для вас стать взрослым. Расскажите, как взрослели герои прочитанных вами книг.

Ø  В чём различие между понятиями «молодость» и «юность», с точ­ки зрения Б. Л. Васильева? Какие события в истории страны лишило поколение Б. Л. Васильева юности?

Ø  Прочитайте ещё раз эпиграф к разделу. Считаете ли вы себя взрослым и самостоятельным человеком, или ваше взросление ещё впереди?

 

2.       Домашнее задание. С. 166-187; с. 191-206 – прочитать, письменно ответить на 2 вопроса к одной из повестей (в приложении). Учебник:

http://tanashevich.ucoz.ru/load/uchebniki/8_klass/uchebnoe_posobie_po_rodnoj_russkoj_literature_8_klass/31-1-0-367

Творческое задание: посмотрите фильм «Вам и не снилось». Найдите различия между событиями филь­ма и сюжетом повести. Напишите отзыв об этом фильме. Такими ли вы представляли себе героев повести? Обоснуйте своё мнение. https://www.youtube.com/watch?v=K7nTbO8kMAo

19 мая 2022 года

 

О ваших ровесниках. Пора взросления: Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).

 

 

А человек становится взрослым, когда перестаёт этого хотеть.

С.В. Лукьяненко

 

 

1.      Записать дату и тему урока.

2.      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

·         С. 163-164 учебного пособия

Не существует однозначного ответа на вопрос, в каком возрас­те человек становится взрослым. Чем раньше люди сталкивают­ся с серьёзными проблемами, которые необходимо решать само­стоятельно, тем раньше происходит взросление. Часто вы считаете, что уже стали взрослыми, задолго до того, как это происходит на самом деле. Многие из вас принимаете за взрос­ление свой стремительный рост или изменения в собственном теле. Однако быть взрослым — это значит осознавать ответ­ственность за свои поступки, уметь выстраивать отношения с окружающими.

Перед началом Великой Отечественной войны подростки так же, как и в наше время, были разными: кто-то быстро осознавал свои ошибки и старался их исправить, кому-то это давалось не сразу. Они впервые познали радости и огорчения первой любви, осознали ценность дружбы, заглянули в свой внутренний мир. Но пришла война — беда, которая объединила всех граждан нашей страны. Дети быстро повзрослели, научились принимать важные решения, поступать так, как подсказывала совести Именно так произошло с героями повести Бориса Львовича Васильева «Завтра была война».

.

·  Знакомство с писателем

v  С. 165 учебного пособия.

Борис Львович Васильев (1924 — 2013) — русский писатель и сценарист, родился в Смоленске «на перекрёстке двух эпох» — в стране недавно закончи­лась Гражданская война н установилась советская власть. Решающим фактором собственного становления он всегда счи­тал ценности, заложенные в семье: «Ме­ня воспитывали ещё по старинке, как это было принято в провинциальных се­мьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия.

И по любви к литературе, и по уваже­нию к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...»

Такое воспитание стало для него нравственной прививкой в условиях идеологической борьбы с её нетерпимостью к нера­венству и к инакомыслию, революционными судами над «вра­гами народа» и «вредителями», которые переросли в массовые репрессии.

Повесть «Завтра была война» стала зеркалом предвоенной эпохи. Система нравственных координат старой культуры и рождённая новой эпохой искренняя вера в справедливость не вызывали дисгармонии в сердцах школьников того времени, а, наоборот, помогали им взрослеть и преодолевать любые испы­тания.

Произведения писателя, воплотившие твёрдую гражданскую позицию и предельно честное отношение к своей эпохе, призы­вают читателей задуматься о цене взросления, о чести и достоинстве, о вере в лучшее, которая никогда не умрёт в душах людей.

Портрет:

https://rgnp.ru/wp-content/uploads/a/b/b/abb5780f84e18bc23fa5e7813a566d8d.jpeg

 

 

1)        Первичная проверка понимания.

Ø  Чтение глав повести «Завтра была война» (с. 166-187).

 

2)      Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 188-189.

 

Ø  С каким чувством вы закончили чтение глав из повести «Завтра была война»? Что из описанного автором ушло в прошлое, а что всегда будет актуальным?

Ø  Чем они интересовались герои повести, как проводили время, как общались со взрослыми и друг с другом? Оцените их поведение и поступки.

Ø  Можно ли, опираясь на текст повести, доказать, что предвоенное время характеризуется не только как период политических репрессий, но и как время осмысления героями повести вечных ценностей? Каких именно ценностей?

 

 

3.      Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ø  Обсудите, что значит для вас стать взрослым. Расскажите, как взрослели герои прочитанных вами книг.

Ø  В чём различие между понятиями «молодость» и «юность», с точ­ки зрения Б. Л. Васильева? Какие события в истории страны лишило поколение Б. Л. Васильева юности?

Ø  Прочитайте ещё раз эпиграф к разделу. Считаете ли вы себя взрослым и самостоятельным человеком, или ваше взросление ещё впереди?

 

4.      Домашнее задание. С. 166-187; прочитать, письменно ответить на 2 вопроса к повести Учебник:

http://tanashevich.ucoz.ru/load/uchebniki/8_klass/uchebnoe_posobie_po_rodnoj_russkoj_literature_8_klass/31-1-0-367 

 

5 мая 2022 года

 

Загадки русской души. Сеятель твой и хранитель:

 Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

 

 

1.     Записать дату, классная работа, тему урока.

 

2.     Изучить теоретический материал пособия

 

 

v С. 152-154. Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, философ, публицист, признан во всём мире наиболее влиятельным писателем XIX века - золотого века русской литературы.

Портрет: https://afishanovgorod.ru/wp-content/uploads/2019/10/dostoevskii.jpg

Познакомившись на каторге с са­мыми разными людьми, Достоевский понял, что задача писателя — разгадывать тайны человеческой души. Именно об этом он размыш­ляет в своих великих романах. Писатель пытается разобраться в поступках и помыслах людей самых разных сословий, его волнует состояние русского общества. Журнал стал зеркалом впечатлений и мнений писателя по важнейшим вопросам современной ему общественно-политической и культурной жизни Европы и России. Писатель стремился угадать в современном общественном «хаосе» приметы «нового сознания», облик «наступающей будущей России честных люде, которым нужна одна лишь правда». В «Дневнике писателя» был опубликован рассказ «Мужик Марей», который вы прочитаете.

 

Ø Чтение рассказа «Мужик Марей» (с. 155-160).

 

1)    Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 161

Ø В чём особенности композиции рассказа Ф. М. Достоевского?

Ø Какие противоположные черты русского национального характе­ра воплотились в каторжниках и в мужике Марее? Обоснуйте свой от­вет.

Ø С какими чувствами автор говорит о своём пребывании на каторге в начале повествования? Почему в остроге ему вспомнились события раннего детства? Почему писателю было важно показать взгляд на мир глазами ребёнка?

Ø Дайте характеристику мужику Марею. Прокомментируйте детали его портрета и речи. Какие лучшие качества человека проявились в этом образе? Подтвердите свои мысли цитатами.

 

3.     Подведение итогов урока. Рефлексия.

В начале раздела был сформулирован вопрос: почему Н. А. Не­красов назвал русского мужика «сеятелем» и «хранителем»? Как вы ответите на него после изучения произведений великих русских писа­телей XIX века? Аргументируйте свою точку зрения.

 

4.     Домашнее задание. С. 155-160 – читать, пересказывать. Учебник:

http://tanashevich.ucoz.ru/load/uchebniki/8_klass/uchebnoe_posobie_po_rodnoj_russkoj_literature_8_klass/31-1-0-367




21 апреля 2022 года

 

Загадки русской души. Сеятель твой и хранитель: И.С.Тургенев.«Сфинкс».

 


 

 

1.     Записать дату, классная работа, тему урока.

 

2.     Изучить теоретический материал пособия

·        С. 143 учебного пособия

В XIX веке в обществе шла бурная дискуссия о возможных путях развития России. Остро стояла проблема взаимоотношений между двумя основными сословиями — помещиками и крестья­нами. Более половины крестьян к середине XIX века были крепостными, их судьба целиком зависела от волн помещиков.

За освобождение крестьян выступали многие общественные деятели. Русские писатели первыми показали образованной ча­сти общества, что крестьянство — это не «тёмные безграмотные мужики», а люди, с христианским смирением переносящие страдания и потому достойные сочувствия и уважения. Писате­ли видели в крестьянах наиболее яркое выражение русского характера, считали их хранителями исконно русского образа жизни.

Ф. М. Достоевский в рассказе «Мужик Марей» показал, что за внешней грубостью крепостного мужика скрывается нежная ду­ша и внутренняя доброта. Л. Н. Толстой писал, что больше всего любит в русском народе «его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещённую истинным христианством душу». И. С. Тургенев в сборнике «Записки охотника» рассказал о сметливости и доброте русского мужика. Он доказал, что пагубное влияние крепостниче­ства не разрушило в простом народе врождённого чувства пре­красного и веры в высшую справедливость.

В 1861 году крестьяне получили свободу, но споры о дальней­шем развитии государства не утихали. Продолжали своё противо­стояние западники — сторонники сближения с западной цивили­зацией — и славянофилы — убеждённые в необходимости поиска исконно русского пути. На этом фоне обозначился важный во­прос: чего же хотело русское крестьянство? В стихотворении в прозе «Сфинкс» И. С. Тургенев размышляет о том, что русский народ, подобно мифическому сфинксу, хранит в себе загадку, ко­торую непросто разгадать.

Писатели и философы XIX века утверждали, что в русском крестьянине уживалось много крайностей: покорность со стихий­ным свободолюбием; слабохарактерность с отчаянной смелостью и готовностью к самопожертвованию во имя Родины; хозяйствен­ность с отсутствием интереса к материальному комфорту; трудо­любие с леностью, мужество с мягкостью и душевностью; доброта и человечность со вспышками ярости и жестокости; низменное с возвышенным. Эту тайну русской души пытались постичь многие Русские писатели.

 

3.     Работа по теме урока.

1)    Первичное усвоение новых знаний.

·        С. 144 учебного пособия.

История слова крестьянин вызывает споры. Наиболее распространено мнение, что оно восходит к греческому слову «христианин», последователь Христа. Филолог и писатель

Л.В. Успенский отмечает: «Название христианин стало постепенно синонимом слов «мирный русский землепашец». Форма его изменилась на хрестьянин, так как христианам был свойствен обычай креститься, поклонение кресту, оно зазвучало как крестьянинкрещёный человек. Потом первое значение его забылось; его стали понимать уже по-иному, просто как земледелец, хлебороб. Слово «крестьянин» попало в древнерусский язык из общеславянского, и за долгий период его употребления в русском языке появился целый ряд синонимов: земледелец, землепашец, селянин, поселянин, мужик, сельский обыватель.

До 1917 года крестьяне — это низшее податное сословие, которое составляло абсолютное большинство населения. После революции сословия исчезли. Слово «крестьянин» стало употребляться в значении «сельский житель, основным занятием кото­рого является земледелие или животноводство». Это значение сохраняется и сейчас, однако чаще о нашем современнике из деревни или села мы говорим сельский житель.

 

·        Размышляем

1)    Какие черты характера формировал в мужчине крестьянский быт?

2)    Какие качества русского крестьянина «не подлежат пересмотру»? Какими качествами вы бы продолжили список В. М. Шукшина (см. ру­брику «Из первых уст» на с. 142)?

3)    Как вы думаете, почему многие русские писатели в своих произ­ведениях обращались к образу русского крестьянина? Что их в нём привлекало? Какие произведения о крестьянах вы читали?

4)    Какие пословицы отражают положение крестьянина в эпоху кре­постного права?

5)    Какие из пословиц можно использовать как примеры, подтверж­дающие противоречивость русского характера?

6)    Какие пословицы, с вашей точки зрения, не утеряли своего значе­ния для современного человека?

 

·        Знакомство с писателями

v С. 146-147. Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) — один из всемирно извест­ных классиков русской литературы, произведения которого во многом определили её развитие.

Портрет: https://briefly.ru/static/cache/authors/600/turgenev.jpeg?1622800635

Впечатления детства и зрелые размышления о пагубном влиянии крепостного права не только на угнетённых крестьян, но и на их господ нашли отражение в сборнике очер­ков и рассказов «Записки охотника». Это произведение писатель считал важнейшим в своём творчестве, в нём Тургенев воплотил «аннибалову клятву» — обет бороться с крепостным правом, которое он ненавидел с юных лет.

В последние годы жизни смертельно больной писатель, живу­щий далеко от Родины, написал цикл «Стихотворения в прозе». Среди стихотворении в прозе выделяется стихотворение «Сфинкс», в котором писатель говорит о загадочной душе русского мужика и всего русского народа.

Словарь (с. 148-149)

Ганнибалова (Аннибалова) клятва — крылатое выражение, означающее твёрдую решимость бороться с кем или чем-либо и победить, клятву сделать нечто делом всей своей жизни.

Когда Ганнибалу было девять лет, его отец Гамилькар взял его с собой в Испанию, где хотел возместить своему городу потери, понесённые в ходе Первой Пунической войны. Перед отправлением в поход отец приносил жертвы богам, а после жертвоприношения он позвал к себе Ганнибала и спросил, хочет ли он отправиться с ним. Когда мальчик с радостью согласился, Гамилькар заставил его поклясться перед алтарём, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима.

Сфинкс (др.-греч. сфинга, собств. душитель» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

Иллюстрация: https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1622273974_9-phonoteka_org-p-sfinks-yegipet-art-mifologiya-krasivo-10.jpg

В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Сфинкс или Сфинга в древнегреческой мифологии — это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она — порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — «сжимать, удушать». Насланная Герой на Фивы в наказанье за совращение Лаем юного Хрисиппа, она расположилась на горе близ Фив (или на городской площади), и задавала каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала, и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царём.

10 февраля 2022 года

Тепло родного дома. Родство душ. Т.В.Михеева. «Не предавай меня!»

 ( главы из повести).

1.     Запишите дату и тему урока

2.      Первичное усвоение новых знаний. (С. 104-105 учебного пособия.)

Тамара Витальевна Михеева (род. 1979) — современная российская писательница, автор книг для детей и подростков, обладательница мно­жества наград в области детской литературы, лауреат нескольких нацио­нальных премий и конкурсов художественных произведений для подростков. Тамара Витальевна ро­дилась в уральском городе Усть-Катаве. Её повесть «Не предавай ме­ня!» впервые была напечатана в 2010 году. Главная героиня пове­сти — восьмиклассница Юля Озарёнок, с которой, по словам писательницы, у неё много общего. В образ Юли писательниц вложила что-то от себя, а что-то — от одной из своих учениц, тёзки главного персонажа.

3.     Первичная проверка понимания.

Ø Чтение повести «Не предавай ме­ня!» (с. 105-113 учебного пособия).

4.     Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным.

· Обсудите название первой главы. Как вы понимаете слово «аут­сайдер»?

· Согласны ли вы с героиней повести, что такое услышать о се­бе «жутко, как приговор»? Почему результаты тестирования поразили Юлю Озарёнок?

· О каких событиях говорится в главе «Месяц назад»? Как проя­вился характер Юли во время спартакиады?

· Какой представляется вам главная героиня повести? Была ли она, на ваш взгляд, аутсайдером на самом деле?

· Как осознание себя отвергнутой заставило Юльку по-новому взглянуть на окружающий мир и своих одноклассников?

· Какие темы обозначены автором в представленных главах? На­сколько они актуальны для вас и ваших одноклассников?

 

1.     Подведение итогов урока. Рефлексия.

v  Ознакомьтесь самостоятельно с рассказом А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак «Радость жизни» самостоятельно: https://www.livelib.ru/book/270477/readpart-tipa-smotri-koroche-andrej-zhvalevskij-evgeniya-pasternak/~6 .

v  Проанализируйте особенности произведений.

v  Что нового вы для себя открыли?

 

2.     Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение (не менее 125 слов) по теме «Родство душ» с привлечением примеров из произведений:

·        рассказа Ф. А. Абрамова «Валенки»;

·        повести Т. В. Михеевой «Не предавай меня!»27 января 2022 года

Тепло родного дома. Родство душ: Ф. А. Абрамов " Валенки"

В русском языке много устойчивых выражений со словом «душа»: человек жив, покуда душа жива; душа нараспашку; до глубины души; душа не на месте; открыть душу и др. Зна­чения этих идиом понятны и очевидны всем владеющим рус­ским языком. Душа может любить, радоваться, болеть, терпеть, учиться, трудиться, страдать…

Случается, что «породниться родством по душе» люди могут перед лицом общей угрозы, обшей беды. В годы Великой Отечественной войны все граждане пашей страны объединились общем стремлении победить врага. Фашистская Германия обрушила на нас всю свою военную мощь. Выстоять в тяжелейшей войне помог массовый подвиг советских людей ― представителей разных национальностей. От каждого потребовалось предельное напряжение сил на фронтах и в тылу, готовность отдать всё для великой Победы.

 

1.     Работа по теме урока.

1)    Первичное усвоение новых знаний. (С. 99-100 учебного пособия.)

Во все времена писателей волновали проблемы духовного по­иска людей, их становления, выстраивания взаимоотношении в семье и вне её. Во многих произведениях показано, что родство душ не обязательно заключается в родстве по крови. Конечно, это прекрасно, когда между членами семьи складываются доверительные отношения, когда родственники делятся друг с другой самыми сокровенными переживаниями и получают поддержку. Однако можно рассказать о наболевшем и другу, а иногда совсем незнакомому человеку понимании и сочув­ствия- Так произошло п рассказе Ф. А. Абрамова «Валенки», ге­роиня которого осталась одна п тяжёлые военные годы, ей пришёл на помощь конюх Евграф Иванович.

v  Фёдор Александрович Абрамов (1920— 1983) — русский писатель, критик, публи­цист. Свои произведения он посвятил хоро­шо знакомой ему с детства деревенской жизни, показал в них изменение нравствен­ных ценностей человека на протяжении не­скольких десятилетий.

Писателя волновала судьба русской жен­щины, именно ей отводится главная роль во многих рассказах и повестях Ф. А. Абрамова.

В своих рассказах, в том числе в рассказе «Валенки», писа­тель выразил благодарность труженицам тыла, которые в годы Великом Отечественной войны работали, не жалея сил и здоро­вья, и тем самым приближали День Победы над врагом.

 

2)      Первичная проверка понимания.

·      Чтение и анализ рассказа «Валенки». С. 101-103 

·      Словарь:

Валенки (катанцы, катанки, чёсанки, валежки) — традиционная русская зим­няя обувь из войлока (свалянной шерсти).

Обычно их используют для ходьбы по су­хому снегу; чтобы они не намокали, их подшивают кожей или другим прочным материалом, носят с галошами. Традици­онно валенки бывают чёрного, серого или белого цветов.

·        Размышляем над прочитанным. С. 103-104. Письменно ответить на вопросы:

1)    Назовите основные темы рассказов Ф. А. Абрамова. Какую роль в его произведениях играет образ женщины-крестьянки?

2)    Прочитайте несколько высказываний Ф. А. Абрамова. Какое из них, по вашему мнению, заключает в себе идейное содержание рас­сказа «Валенки» и могло бы служить эпиграфом к нему? Поясните свой выбор.

·        Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем — сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеян­ное.

·        Все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное дре­во, так человечество погибнет.

3)    Какова судьба героини рассказа? Что помогло Дарье выжить в трудные военные годы?

 18 ноября 2021 года

Города земли русской. По Золотому кольцу: Ф.Сологуб "Сквозь туман едва заметный..", М.А.Кузмин "Я знаю вас не понаслышке..", И.И.Кобзев  "Поездка в Суздаль", В.А.Степанов "Золотое кольцо"

Вы должны знать:

- что такое "Золотое кольцо"

- какие старинные города входят в его состав, 

- кто из русских поэтов писал о городах Золотого кольца.

1. Записываем дату, тему урока.

2. Изучаем теоретический материал учебника (стр.30 - 47)

3. Читаем стихи и отвечаем на вопросы в тетради

а)"Сквозь туман едва.." (стр.36)        -   вопросы стр.38 (учащиеся, родившееся летом)

б) "Я знаю вас не понаслышке.." (стр.39-40)   - вопросы стр.41(учащиеся, родившееся осенью)

в) "Поездка в Суздаль" (стр.43)  - вопросы стр.45 (учащиеся, родившиеся зимой)

г) "Золотое кольцо" (стр.46) - вопросы стр. 47(учащиеся, родившееся весной).

Работу сдать в следующий четверг.

Учебники есть в интернете. Можно заказать распечатку в центре города..

Комментариев нет:

Отправить комментарий